✅ШАРХ ХАДИСА "ПОГИБЛИ ПРОЯВЛЯЮЩИЕ ЧРЕЗМЕРНУЮ СТРОГОСТЬ!"
Передается от ибн Мас’уда, что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
“Погибнут проявляющие чрезмерную строгость!”, - повторив это трижды (Муслим, 2670).
Шейх Мухаммад ибн Салих ибн Мухаммад ибн Сулейман аль-Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:
"Речь идет о тех, кто проявляет чрезмерную строгость в делах религии и в мирских вопросах.
Посмотри на сынов Исраиля, когда среди них был убит человек, и началась смута. Муса, мир ему, сказал им: "Аллах приказывает вам зарезать корову" (2:67). То есть, нужно было убить корову, и ударить мертвого частью ее туши, чтобы он рассказал о том, кто его убил. Сыны Исраиля ответили: "Неужели ты насмехаешься над нами?" (2:67). То есть: неужели ты говоришь, чтобы мы взяли корову и ударили мертвого частью ее туши, и тогда он сообщит о том, кто его убил?! Если бы они покорились приказу Аллаху и зарезали любую корову, то это бы случилось, но они стали проявлять чрезмерность и потерпели убыток. Они сказали: "Помолись за нас своему Господу, чтобы Он разъяснил нам, какая она" (2:68). Затем опять сказали: "Помолись за нас своему Господу, чтобы Он разъяснил нам, какого она цвета" (2:69). И так, начали задавать разные вопросы, то есть, начали усложнять себе дело. Затем они зарезали ее, хотя были близки к тому, чтобы не сделать этого.
То же самое касается и строгости в вопросах поклонения, когда человек усложняет для себя намаз, пост, и так далее. Тот, кто начнет усложнять то, что облегчил Аллах, погибнет! В пример можно привести то, что делают некоторые больные люди в месяц Рамадан. Известно, что Аллах Всевышний разрешил больным не поститься, ибо они могут нуждаться в еде и питье. Но они усложняют для самих себя и продолжают поститься. К таким людям тоже можно применить этот хадис: “Погибнут проявляющие чрезмерную строгость!”
В пример также можно привести некоторых студентов, изучающих единобожие, которые стремятся залезть поглубже, когда речь идет об атрибутах Всевышнего. Они задают такие вопросы, которыми не задавались саляфы этой общины. Мы говорим им: ″Если тебе достаточно того, чего было достаточно сподвижникам, то воздержись от подобных вопросов″.
Например, некоторые из них говорят: ″Поистине, у Аллаха Всевышнего есть пальцы, как пришло в хадисе: «Поистине, все сердца сынов Адама между двух пальцев из пальцев Милостивого, подобно одному сердцу, и Он направляет их, как пожелает» (Муслим, 2654). Интересно, сколько у Него пальцев?″, и начинают задавать разные вопросы.
Или, например, есть хадис: «В последнюю треть каждой ночи Благой и Всевышний Аллах нисходит к нижнему небу» (аль-Бухари, 7494; Муслим, 758). Они начинают спрашивать: ″Как Он нисходит? Как Он нисходит в последнюю треть ночи, если на земле везде по-разному наступает последняя треть ночи?″, и так далее. За такие вопросы человек не получит награды, наоборот, он будет находиться ближе к греху и порицанию.
Человек не должен обременять себя этими вопросами, ибо они касаются сокровенного. Этими вопросами не задавались те, которые были лучше нас. Этими вопросами не задавались те, которые больше нас стремились к познанию Аллаха, познанию Его имен и атрибутов. Посему воздержись от этих вопросов! "
См. "Шарх Рийад ас-салихин", хадис № 144